Эту статью мы посвящаем популярному вопросу — характеристикам, причинам саморазряда АКБ, а также тому, как уменьшить это явление. Информация, о которой мы поговорим, пригодится любому автовладельцу и водителю.
Что такое саморазряд
Разряд аккумуляторной батареи — это естественный, закономерный процесс. Логично, что любая АКБ постепенно теряет свою емкость, если электроцепь разомкнута и батарея не задействована. Чтобы понимать, как это происходит, нужно знать о принципе работы самого аккумулятора. С одной стороны, он отдает энергию — в моменте, когда нужно запустить мотор и машина еще не работает. С другой стороны, он восполняет энергию — это начинается в момент, когда двигатель завелся и включился генератор. Последний как раз и заряжает батарею.
Энергия в банках АКБ накапливается за счет того, что положительные и отрицательные электроды, которые находятся внутри емкостей, постоянно взаимодействуют с электролитом. То есть в основе лежат химические процессы.
Если энергия и не накапливается, и не расходуется, то она остается на том же уровне. Но часто при выключенном зажигании есть источники, которые берут часть запасов — это, например, видеорегистратор или сигнализация. Во время обычной стоянки (например, ночной) этот дисбаланс не критичен — посадить АКБ мелкие потребители не могут. В то же время важно понимать, что химические процессы во время простоя не “замирают”. Они продолжаются всегда: и в движении, и в состоянии покоя. И то, насколько быстро будет разряжаться батарея, зависит от многих факторов:
- изношенности и исправности аккумулятора;
- состояния клемм — например, они могут быть окисленными;
- температуры окружающей среды;
- характеристик электролита — его уровня и плотности.
Каждый из перечисленных факторов влияет на заряд АКБ. Например, если вокруг становится жарко, то разряд усиливается. При минусе потеря заряда почти не происходит. В более изношенных моделях процесс также ускоряется — именно по этой причине старые АКБ быстрее выходят из строя и становятся бесполезными.
Разбираясь в том, что такое саморазряд и как его уменьшить, нужно также упомянуть два вида этого процесса.
Виды саморазряда аккумулятора
Этот процесс неоднородный, он может иметь свои особенности — по этой причине выделяют два его вида.
Поверхностный саморазряд
Он происходит из-за того, что корпус АКБ загрязняется пылью или на него попадает влага (масло, вода, электролит). Из-за этого поверхность материала покрывается пленкой, которая проводит ток. Именно это и становится причиной саморазряда, который предполагает утечку малых токов.
Решается подобная проблема очень просто. Источник питания необходимо почистить, убрать все лишнее с корпуса и клемм, устранить коррозию. Для этого сейчас продаются специальные составы, которые значительно упрощают задачу владельцам машин.
Внутренний саморазряд
Само название говорит за себя. При внутреннем саморазряде все нежелательные процессы происходят внутри, а обусловлены они окислительно-восстановительными реакциями электродов. Активнее всего такие процессы протекают на отрицательных элементах.
Причина внутреннего саморазряда кроется в плотности электролитической жидкости. Если она становится меньше, то скорость разряда увеличивается. Также среди факторов можно назвать и качество жидкого электролита, его состояние. Чем более грязной становится кислота, тем сильнее будет саморазряд.
Причины саморазряда
Эти причины могут работать как по отдельности, так и в совокупности, а выглядят они так:
- Старение аккумуляторной батареи, ее естественный износ. Любой прибор — и АКБ не является исключением — имеет свой запас прочности. Если мы возьмем батарею с пластинами из свинца и кислотным жидким электролитом, то ее средний срок работы составит до 4 лет. В то же время гелевые модели аккумуляторов могут проработать до 10 лет.
- Брак, обусловленный ошибками на производстве. У проверенных брендов его очень мало, но все же исключить такую проблему на 100% нельзя. На случай обнаружения брака у покупателя обязательно должна быть гарантия, по которой он сможет поменять прибор на новый и более качественный.
- Неправильная эксплуатация АКБ. Например, водитель может забывать о том, что на ночь нужно отключить фары, кондиционер и другие приборы в машине. Также причиной быстрого выхода из строя являются постоянные полные разряды, чего допускать не стоит.
- Утечка тока при неправильно работающих потребителях. Чтобы такого не происходило, состояние электросети в машине всегда нужно контролировать.
- Плохие расходные материалы при заливке обслуживаемых АКБ. Если вода или электролит плохого качества, это гарантированно приведет к преждевременному износу и более активному саморазряду батареи.
- Разные внешние причины: от загрязнений корпуса до механических повреждений.
Если устранить все эти нежелательные факторы, то АКБ прослужит значительно дольше.
Как проверить аккумулятор на саморазряд
Чтобы проверить состояние аккумулятора, достаточно иметь под рукой один прибор — мультиметр. Алгоритм проверки следующий:
- снять клемму “-”;
- включить на мультиметре режим вольтажа;
- дотронуться минусовым щупом прибора до отрицательной клеммы, а плюсовым — до корпуса.
Если утечка есть, то прибор выдаст конкретные значения. Затем нужно переключить мультиметр на функции амперметра (0—10 ампер) и подвести щупы к токовыводам с учетом полярности. Если заряд нормальный, на экране отобразится показатель в 0,06 А. В тех случаях, когда значение больше, это будет говорить об утечке.
Чтобы диагностика была проведена правильно, для начала нужно полностью зарядить аккумулятор, а корпус почистить от всего лишнего. Температура, при которой можно проводить измерения, находится в диапазоне 5—20 градусов по Цельсию. Также важно следить за влажностью воздуха, она не должна быть высокой.
Нормальный объем саморазряда зависит от того, как долго эксплуатируется аккумулятор. Если это старый прибор, то в течение одного дня без работы он может потерять 1,7—3% емкости. У новых моделей этот показатель не должен превышать 1%.
Как уменьшить саморазряд
Советов не так много, и все они довольно простые. Чтобы уменьшить саморазряд, необходимо держать АКБ чистой и соблюдать все правила эксплуатации, которые указывает производитель. При хранении батареи нужно выбирать прохладное сухое место с хорошей вентиляцией, вдали от солнечных лучей. Если прибор обслуживаемый, то воду и электролит для него лучше приобретать в автомобильных магазинах.
И, конечно, важно изначально выбирать качественную АКБ, отдавая предпочтение проверенным брендам и магазинам с хорошей репутацией.